Стратегия национальной безопасности Кыргызской Республики

Страницы

В статье анализируются различные аспекты концепции национальной безопасности Кыргызстана, дается определение национальной безопасности, перечисляются внешние и внутренние угрозы, а также освещается сотрудничество Кыргызстана с глобальными державами в обеспечении национальной и региональной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, Кыргызстан, концепция, угрозы, сотрудничество.

1. Понятие национальной безопасности

Прежде чем анализировать различные определения национальной безопасности, важно рассмотреть некоторые из понятий, которые включает этот термин.

Первое − это понятие власти. Его лучше всего можно определить именно как обладание властью над суверенитетом. Это подразумевает определенную степень контроля над тем, насколько внешние силы могут нанести ущерб стране. Жесткая, или в значительной степени военная, власть − это контроль, в то время как мягкая сила в основном связана с влиянием − попыткой убедить других что-то сделать, используя методы, не связанные с войной.

Инструменты власти разделяются по спектру: от применения силы до дипломатических средств убеждения. К таким инструментам относятся вооруженные силы; правоохранительные и разведывательные службы; и различные правительственные учреждения, занимающиеся вопросами двусторонней и общественной дипломатии, иностранной помощи и международного финансового контроля. Переменные силы включают в себя военную мощь; экономический потенциал; желание правительства и людей к использованию власти; а также положение, в котором легитимность − либо в глазах людей, либо в глазах других наций или международных организаций − влияет на то, как орудует власть. Мера власти зависит не только от жестких фактов, но и от восприятия воли и репутации.

Другим понятием для понимания данного определения является военная сила. Этот термин относится к военному потенциалу и возможностям вооруженных сил, и это способность, которая фактически не может быть использована. Ее часто понимают как статическую меру власти страны, но на самом деле военная сила является переменной, которая подвержена всевозможным факторам, включая относительную силу противников, степень ее эффективного использования, если она вообще используется.

Сила − это использование военного или правоохранительного потенциала для достижения какой-либо цели. Это фактическое использование силы не должно быть приравнено ни к мощи, ни к власти как таковой. Использование силы может неразумно или безуспешно уменьшить силу и мощь. Точно так же ее использование может эффективно повысить власть. Сила − инструмент власти, как орудие или какое другое устройство, но в отличие от институциональных инструментов, таких как вооруженные силы, его использование в действии − это то, что отличает его от статических инструментов силы, таких как военный потенциал. Таким образом, силу следует понимать узко как применяемый инструмент принуждения.

Наконец, есть национальная оборона. Строго говоря, это относится к способности вооруженных сил защищать суверенитет нации и жизни ее народа. Военные инструменты для защиты нации от террористических и других атак как внутри страны, так и за ее пределами, стали пониматься как элемент национальной защиты.

На протяжении большей части 20-го века национальная безопасность была сосредоточена на военной безопасности, но как концепция она расширялась с течением времени по мере того, что вооруженные силы могли делать. На рассвете ядерного века, стало ясно, что дни определения национальной безопасности исключительно с точки зрения армий, борющихся в непрекращающихся битвах, были отголосками прошлого.

С тех пор национальная безопасность стала означать разные вещи для разных людей. Сегодня существуют всевозможные «национальные ценные бумаги». Они включают в себя: экономическую безопасность, энергетическкю безопасность, экологическую безопасность, здравоохранение, безопасность женщин и даже продовольственную безопасность.

В следующем списке представлены определения основных конкурирующих представлений о невоенных определениях национальной безопасности без анализа их достоинств или недостатков.

Политическая безопасность относится к защите суверенитета правительства, политической системы, безопасности общества от незаконных внутренних и внешних угроз или давления. Она включает в себя: как национальную, так и правоохранительную деятельность.

Экономическая безопасность предполагает не только защиту способности экономики обеспечивать людей, но и положение, в котором правительство и народ могут свободно контролировать свои экономические и финансовые решения. Это также влечет за собой способность защищать национальные богатства и экономическую свободу страны от внешних угроз и принуждения. Таким образом, экономическая безопасность включает в себя такие определения как: экономическую политику, некоторые правоохранительные органы, а также международные соглашения о торговле, финансах и торговле. В последнее время некоторые из них в контексте безопасности человека были определены как искоренение нищеты и устранение неравенства в доходах.

Безопасность энергетики и природных ресурсов чаще всего определяется как уровень, при котором нация или люди имеют доступ к таким энергетическим ресурсам, как нефть, газ, вода и полезные ископаемые. Было бы точнее описать его как свободный доступ на рынок без вмешательства других стран и политических или военных субъектов в нерыночных политических целях.

Внутренняя безопасность − это набор функций внутренней безопасности. Он включает в себя безопасность аэропортов и портов, безопасность границ, безопасность транспорта, миграционное обеспечение и другие смежные вопросы.

Кибербезопасность относится к защите инфраструктуры управления и обработки данных, операционных систем, защита правительства и населения от вредных вмещательств, будь то извне или внутри страны. Таким образом, это связано не только с национальной защитой и внутренней безопасностью, но и с правоохранительными органами.

Безопасность человека относится к концепции, которая в значительной степени развивается в Организации Объединенных Наций после окончания «холодной войны». Она в целом определяет безопасность как всеобъемлющую безопасность людей от голода, болезней и репрессий, включая вредные нарушения повседневной жизни. Со временем концепция расширилась и включает экономическую безопасность, экологическую безопасность, продовольственную безопасность, охрану здоровья, личную безопасность, общественную безопасность, политическую безопасность и защиту женщин и меньшинств. Ее отличительная особенность заключается в том, чтобы избежать или преуменьшить национальную безопасность как военную проблему между национальными государствами, сосредоточив внимание на социальных и экономических причинах и предполагаемую международную «ответственность за защиту» людей от насилия. Она должна определяться и управляться Организацией Объединенных Наций[1].

Экологическая безопасность − это идея с несколькими значениями. Одна из них − более традиционная концепция реагирования на конфликты, вызванная экологическими проблемами, такими как: нехватка воды, энергетические сбои или серьезные изменения климата; предполагается, что эти проблемы являются «транснациональными» и, следовательно, могут вызвать конфликт между нациями. Другая, более поздняя концепция заключается в том, что окружающая среда и «климат» должны быть защищены сами по себе; предполагается, что деградация окружающей среды, вызванная человеком, представляет собой угрозу, которую должны решать договоры и международное управление, как если бы это был моральный эквивалент угрозы национальной безопасности. В прошлом стихийные бедствия не считались угрозами национальной безопасности, но эта презумпция меняется, поскольку идеология «изменения климата» и глобального потепления уходит в сообщество национальной безопасности.

Определения национальной безопасности Кыргызстана должны руководствоваться не только разумным пониманием того, что действительно жизненно важно для безопасности страны, но и тем, что нация в буквальном смысле ожидает от правительства: что оно может сделать, а чего нет.

Поэтому важно определить, что такое национальная безопасность. Лучший способ сделать это − установить четкие критерии того, что именно представляет угрозу национальной безопасности.

Во-первых, национальная безопасность не является чем-то, что просто влияет на благосостояние кыргызстанцев. Скорее, это касается их безопасности, их безопасности и их свобод. Становится все более привычным рассматривать воспринимаемые социальные «несправедливости» как проблемы национальной безопасности, но это искажает саму концепцию. Восприятия социальной несправедливости или неравенства являются внутренними проблемами, а не вопросами национальной безопасности.

По общему признанию, глобальные концепции безопасности, такие как здравоохранение и безопасность человека за рубежом − в определениях международной безопасности, а не в определении кыргызстанской национальной безопасности. Но даже в этом вопросе, некоторые различия должны быть сделаны. «Продовольственная безопасность» часто означает не что иное, как предотвращение недоедания или ликвидация голода, вызванные либо естественными причинами, либо политической нестабильностью или войной. Эти проблемы могут быть решены только путем гуманитарной помощи, посредничества или (в крайнем случае) миротворчества, а также военной интервенцией.

Аналогичная проблема существует с концепцией экологической безопасности. Ясно, что войны могут нанести ущерб окружающей среде и разрушения. Нехватка воды может создать транснациональную и социальную напряженность, которая может привести к конфликту, а таяние полярных шапок может открыть водные пути, которые усугубят международную напряженность. Однако, что касается национальной и международной безопасности, коренные причины этих конфликтов не являются экологическими; они являются политическими и военными. Экологические проблемы являются косвенными и, в лучшем случае, просто способствующими факторами. Существует нехватка воды, но проблема начинается, когда соперничающие нации или группы начинают манипулировать этим дефицитом в политических целях.

Нынешний пример неправильного мышления о национальной безопасности можно найти в идеях об экологической безопасности и ее связи с изменением климата. Некоторые утверждают, что изменение климата является «множителем угрозы», поскольку оно якобы может создавать стихийные бедствия, усугублять конфликты и затруднять операционную среду для вооруженных сил. Некоторые также считают это проблемой для «защиты глобального достояния», что является проблемой внешней политики.

Наконец, есть проблема энергетической безопасности. Все страны нуждаются в энергии, чтобы выжить, но рынок может обеспечить большую часть своих энергетических потребностей. Такие страны, как Россия, используют энергию как геополитический инструмент принуждения. Действительно, украинцы могут подтвердить, насколько серьезным может быть это принуждение. Другие страны, такие как Китай, воспринимают удовлетворение своей экономики электроэнергетики как центральную часть своей внешней политики. Однако любые попытки этих и других стран использовать энергию в качестве геополитического инструмента сталкиваются с требованиями международного рынка. На рынке нефти и газа в значительной степени влияют нации и картели, но они также носят глобальный характер. Это означает, что глобальный экономический спрос также влияет на цену энергии и, как правило, оказывает большее влияние, чем действия какой-либо одной страны.

Таким образом, энергетическая безопасность становится скорее политическим заданием для обеспечения того, чтобы мировой энергетический рынок был как можно более свободным и открытым нежели программная цель национальной безопасности или даже внешней политики. Энергетическая «безопасность» в основном заключается в использовании бурения нефти, строительстве нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов, ядерных реакторов и установок для жидкого газа в портах для экспорта, а также таких новых технологий, как fracking (процесс введения жидкости под высоким давлением в подземные породы, скважины и т. д., чтобы заставить раскрыться существующим трещинам и добывать оттуда нефть или газ)[2].

Понятно, что политикам необходимо уделять более пристальное внимание тому, что является и не является национальной безопасностью. Определение национальной безопасности должно ограничиваться не только решением того, что следует ожидать от правительства, но также важно решить, чего ему не следует делать. Это особенно актуально из-за бюджетных ограничений. Мало того, что правительство Кыргызстана должно защищать весь спектр интересов национальной безопасности − от финансовой и экономической системы до доступа к природным ресурсам – так еще и львиная доля бюджетных ресурсов должны быть направлены на то, чтобы охранять страну и ее интересы от внешних нападков.

Сосредоточение политики национальной безопасности на самом деле требует более точного понимания власти. Как упоминалось ранее, власть − это степень, в которой государство может влиять и контролировать свою судьбу.

Большая часть внимания, уделяемое мягкой власти, связано с политическим желанием меньше тратить на оборону, чтобы больше тратить на дипломатию и иностранную помощь. Вполне возможно, что некоторые из этих областей всё-таки заслуживают такого внимания, но все же это вызывает вопрос о взаимозаменяемости жесткой силы и мягкой силы.

Из всего вышеперечисленного следует, что национальная безопасность − это безопасность нации в целом. Ее приоритетом является защита нации и ее людей от нападений и других внешних опасностей путем поддержания вооруженных сил и охраны государственной тайны.

Поскольку национальная безопасность влечет за собой как национальную оборону, так и защиту ряда геополитических, экономических и других интересов, она также затрагивает не только политику обороны, но и внешнюю и другую политику. Внешнюю и оборонную политику следует рассматривать как взаимоукрепляющие понятия, а не как компромиссы с нулевой суммой в бюджетных боях. Несмотря на то, что в расходах на национальную безопасность действительно потребуются жесткие выборы, их следует решать реалиями, а не плохими сравнениями или бессвязными и тенденциозными концепциями.

Следующий вопрос для решения вопроса − как добиться национальной безопасности. Для этого Кыргызстан должен иметь цели, которые являются ясными, достижимыми и взаимодополняющими. Следующие рекомендации по достижению целей Стратегии национальной безопасности перечислены в порядке убывания важности:

− Сохранение безопасности Кыргызстана и защита целостности национальных институтов и систем страны, жизненно важных для этой цели. Эта цель требует сильных активных, охранных и резервных сил, а также эффективной разведки, правоохранительной деятельности, борьбы с терроризмом, кибербезопасности и миграционной политики для защиты родины и обеспечения границ Кыргызской Республики.

− Поддержка глобального баланса сил как в интересах безопасности, так и интересов Кыргызстана и ее союзников. Для этого требуется вооруженная сила, способная успешно завершить все назначенные ей военные миссии и выполнить обязательства КР по защите безопасности страны и ее союзников.

− Необходимо улучшить качество инструментов власти, включая дипломатию, иностранную помощь, выборочный обмен разведывательной информацией, публичную дипломатию, права человека и гуманитарные программы. Для этого необходимо более тесно интегрировать дипломатию КР и иностранную помощь и гуманитарные программы для достижения целей национальной стратегии.

− Сосредоточение политики КР в области энергетической безопасности на развитии внутренних ресурсов и максимально свободном международном энергетическом рынке от вредных политических манипуляций.

− Обеспечение приверженности Кыргызстана ценностям и их продвижению за рубежом, отражающее не только его собственную историю, но и универсальные принципы свободы, определяя, таким образом, права человека как свободу выражения мнений, право на демократическое самоуправление, экономическую свободу, равенство перед правом и свободу от ущемления. Ценности должны направлять и информировать национальную стратегию, а не контролировать ее.

Любое обсуждение национальной безопасности должно основываться на четком понимании концепций, которое она включает. Ниже приводятся четыре наиболее важных вывода из этого анализа национальной безопасности.


Страницы


Комментарий кошуу


Защитный код
Жанылоо

Өзгөчө пикир

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23